Дети никитиных что с ними стало. Методика никитиных и развивающие игры

Про нас // Кто такие Никитины

Никитины Борис Павлович (21.01.1916, станица Суворовская Ставропольского края – 30.01.1999, Москва) и Лена Алексеевна (31.01.1930, Болшево Московской области) – российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, родители семерых детей, авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания. Стали известными с 60-х годов 20 векав СССР, позже в Германии, Японии и других странах. В период наибольшей популярности (70-е – 80-е годы 20 в.) книги Никитиных расходились миллионными тиражами, в их дом ежегодно приезжало до 1000 гостей, на встречи и лекции в разных городах Советского Союза приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным родительством».

Борис и Лена. До встречи.

Борис Павлович Никитин. Родился 21 января 1916 года в станице Суворовская Ставропольского к ра я , сын военного фельдшера. Недалеко от станицы были села горцев. По семейной легенде, которую любил рассказы вать Б.П., его прапрабабушку похитили ногайцы, а через год та вернулась с ребенком. Семья не стала отказывать ся от н аследника, и таким образом, по словам Б.П., в нём оказалась «одна шестнадцатая ногайской кр ови», что, возможно, и наградило его тем самым выдающимся носом и «сен-симоновским профилем», которым совершенно по-детски всю жизнь гордился Б.П.. (В 1997 г. семейная легенда подтвердилась документами, хотя в документах фигурируют черкесы).

Отец, Павел Михайлович Никитин (21.12.1889 – 21.03.1981, Болшево), кубанский казак, б ыл единственным сыном от первого брака своей матери. После смерти мужа та вторично вышла замуж, и у Павла Никитина появилось пятеро братьев и сестер Стёпкиных. Мать Б.П. Зинаида Николаевна Вострикова и младшая сестра Зоя рано умерли. Борис очень любил обеих, болезненно пережил потерю, и рассказывал о них мало. Отношения Павла Михайловича с сыном Борисом оставались непростыми всю жизнь. С 1972 года до своей кончины в 1981 году П.М. прожил с семьей сына. Идеями Бориса и его жены Павел Михайлович не интересовался, выражая лишь молчаливое неодобрение чрезмерной демократии в семье, но и не вмешивался. Его единственной любимицей в большой семье сына была младшая внучка Любаша. Никогда не жаловался на здоровье, до последних дней работал в огороде, читал газеты.

Борис в 1934 закончил школу с отличным аттестатом, три курса учился в индустриальном институте. Поступил в Военно-воздушную академию им. Жуковского, в 1941 году заканчивал 4-й курс, но из-за начавшейся войны весь их курс был выпущен досрочно (на год раньше), Борис получил специальность «инженер-механик по вооружению». С юности серьезно занимался спортом (спортивная гимнастика, легкая атлетика).

В 1939 году женился на Елене Петровне Русановой, от первого брака у него трое детей – Светлана (1941), Павел (1943) и Алексей (1946). По настоянию жены в 1954 году супруги расстаются (официальное свидетельство о прекращении брака датировано 22.09.1956 г.). Для Б.П. это было серьезным потрясением, тем более что бывшая супруга не давала ему общаться с детьми. Долгое время Б.П. поддерживает свою первую семью материально. Только старший сын Павел сохраняет фамилию Никитин и втайне от матери поддерживает отношения с отцом и его второй семьей. После смерти Б.П. в 1999 году Павел остается самым старшим мужчиной рода Никитиных и вместе со своей женой отечески опекает всех своих сестер и братьев до сих пор.

Во время войны Б.П. служит в запасном авиационном полку инструктором на курсах подготовки военных летчиков под Саратовом. Позже вспоминал, что придумал простой тренажер для повышения точности стрельбы курсантов. Двое из его учеников стали Героями Советского Союза, один из них ему писал: «Борис Павлович, ваша «палочка» (это о том самом тренажере) помогла…». С 1946 года продолжает служить под Москвой (в Ногинске), и демобилизуется из армии в 1949 году, в период массовой демобилизации, в звании инженер-майора.

После его демобилизации семья переезжает в Москву к матери супруги. Сначала Б.П. работает в Государственном комитете по трудовым резервам, откуда его в начале 50-х увольняют за несогласие с официальными установками по воспитанию молодежи. После работает инженером, преподавателем в училище, учителем физкультуры, учителем труда в школе – по трудовой книжке у Б.П. более десяти профессий.

С 40-50-х годов очень серьезно увлекается идеями А.С. Макаренко и мечтает открыть «трудовую школу», где наравне с учебой школьники занимались бы настоящим производством.Эта мечта потом живет с Б.П. всю жизнь. В 1956-58 гг. он - активный участник группы педагогов-единомышленников по созданию такой школы. Группе из 23-х энтузиастов даже обещают дать конкретное учебное заведение для эксперимента, но потом быстро разгоняют. О «вредности» подобных школ вышла статья «Прожектеры» в центральной прессе - в апреле 1958 года.

Но несколько раньше, 10 декабря 1957 года, на педагогической конференции в Москве Б.П. встречается с Леной Литвиновой.

Лена Алексеевна Литвинова родилась 31 января 1930 года в подмосковном поселке Болшево под Москвой (ныне г. Королев).

Мать – Евдокия Александровна Литвинова (в девичестве Алленых) (22.02.1892 г. Елец, – 10.03.1986 г. Болшево), учительница математики с 50-летним стажем работы, кавалер ордена Ленина, депутат поселкового совета, хорошо известный и чрезвычайно уважаемый в поселке человек. Старшая д очь в большой семье сапожника (13 человек детей). Способную девочку помогли устроить в гимназию, которую она успешно закончила. С 10 лет помогала содержать семью уроками. Дина (домашнее имя) начала учительствов а ть еще до революции, и продолжала всю жизнь. Мечтала поступить в медицинский институт, но приходилось работать, помогая родителям - поднимать братьев и сестер. Всю свою долгую жизнь работала учителем, з ав уч е м. Уйдя на пенсию, продолжала «подтягивать» о тстающих учеников по матем ати к е . Председатель п оселково го Совета ветеранов (ей доверяли и кассу взаимопомощи пенсионеров), председатель товарищеского суда, почетный гражданин поселка Болшево. Спросить совета к ней мог прийти любой. В родном поселке долгие годы Никитины-младшие были для многих прежде всего внуками Евдокии Александровны. Последние годы жизни Е.А.Литвинова жила в семье Бориса и Лены. По воспоминаниям внуков, в этом большом и сложном семействе проявляла себя как мудрый, великодушный и очень терпеливый человек.

Отец – Алексей Дмитриевич Литвинов (16.02.1902 г. пос. Талица Орловская обл. – 17.10.1941, с. Ме дное Тверская область), из крестьянской семьи, был учеником у своей будущей супруги, ухаживал за ней неск ольк о лет. Брак оказался счастливым и крепким. Военный инженер, убежденный коммунист. Дочку назва л Леной (не Еленой, а именно Леной - в память Ленских событий в апреле 1912 года, расстрел рабочих на золотых при исках реки Лена). В 1941 году добр овольцем пошел на фронт (его, как инженера, оставляли в тылу для работы на военно м заводе – он отказался). Гибель отц а в октябре 1941 года на Калининском фронте стала самым трагическим событием в жизни семьи Литвиновых, и сильнейшим образом повлияла на Лену и ее старшего брата Владимира. Отец на всю жизнь остался для них огромным духовным и человеческим авторитетом. Оба назвали своих старших сыновей Алексеями. Владимир говорил: «Фильм «Коммунист» – про моего отца». Евдокия Александровна стойко перенесла потерю, продолжала работать, с утра до ночипропадая в школе. У нее в доме жили ее родители и родители Алексея Дмитриевича, подолгу живала другая родня, сестры Е.А., их дети.

Брат Владимир (22.06.1927 - 21.05.2012) – известный архитектор, художник. Не учась в художественной школе, смог поступить в знаменитый МАРХИ. Один из авторов проектов станций метро (вместе с друзьями-од но курсниками Л.В. Лилье, М.Ф. Марковским): «Площадь Ногина» (ныне – Китай-город), Киевская (Арбатско-Покровская линия), Университет.

В 1948 году Лена окончила школу с золотой медалью. В 1950 году – Московский городской библиотечный техникум (диплом с отличием), в 1954 году – Московский областной педагогический институт (факультет русского языка и литературы).

Лену оставляли работать в Москве, но тут проявился «поперечный», как говорили родные, характер Лены – она уехала учителем русского языка и литературы в алтайское село Воеводское. Обучая деревенских ребятишек, она обнаружила, что предложенные шаблоны и методики не работают, и стала разрабатывать собственные методы и упражнения. Алтайские годы (1954-1956) были временем получения важнейшего жизненного опыта. Позже ЛА говорила: «Я их учила русскому языку, а они меня учили жизни».

С 1956 по 1960 год работала в Московской железнодорожной школе № 40.

Встреча и первые годы

10 декабря 1957 года Борис и Лена, двое учителей, встретились на педагогической конференции (совещании) в Москве. На мероприятие, по воспоминаниям, обоим очень не хотелось идти. День встречи позже стал любимым и главным семейным праздником (см. Наши традиции). Дату регистрации брака (июнь 1958) оба не вспоминали.

Борис успел пригласить Лену работать в будущей «трудовой школе» и познакомить со своими единомышленниками. Но в апреле 1958 г. в центральной прессе вышла статья «Прожектеры». Группу энтузиастов разогнали (один из них, не выдержав давления, покончил с собой). Однако со многими участниками группы Борис и Лена поддерживали дружбу всю жизнь.

В 1959 году у молодой семьи родился старший сын Алексей. С первых же дней его жизни Б.П. начинает вести дневник наблюдений, куда заносит параметры физического развития, результаты медицинских осмотров, психологические наблюдения.

1960 год – рождается сын Антон, 1962 год – дочь Ольга. Для каждого заводится свой дневник.

Оба продолжали работать по очереди (Борис – утром, Лена – вечером). Опыта обращения с новорожденными у обоих не было. Няню нанимать и в голову не приходило, так оба были потрясены «Чудом, имя которому – Мой Ребенок» (цитата из книги «Мы и наши дети»). Помогать тоже было особенно некому – все родные работали. Действовали по интуиции, внимательно следя за реакциями малышей, радуясь своим открытиям.

Отличный спортсмен и опытный тренер, Б.П. сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни – вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка – просто семья жила на очень скромные средства,считая это вполне нормальным).

Спустя 40 лет, в 2002 году Лена Алексеевна написала:«Три кита», на которых и выросла наша концепция развития ребенка. Во-первых, с самого начала жизни богатая для разнообразной деятельности обстановка. Во-вторых, свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх. И, в-третьих, наша искренняя заинтересованность во всех их делах».

Интересно, что при этом Л.А. называет «раннее развитие» «на самом-то деле не ранним, а просто своевременным» (см. рубрика «Книги и статьи». Мнение Л.А. о раннем развитии»). О «своевременности» говорил и Б.П..

Открытый характер Б.П. и стремление немедленно делиться достигнутым, показать, что можно иначе, легче, лучше, быстро привели к тому, что он начал активно рассказывать о новом опыте раннего физического, интеллектуального, творческого развития детей - опыте, который никак не укладывался в тогдашние привычные рамки представлений о воспитании и серьезно противоречил популярным пособиям по уходу за малышом.

1962 год – первая публикация о семье, где «дети бегают по снегу босиком», с явно положительной оценкой опыта.

К дому на Школьной площадке, 51 быстро протоптали дорогу журналисты (во все времена голодные до сенсаций). Б.П. их встречал с энтузиазмом, искренне считая, что тем самым дает возможность большему количеству людей приобщиться к его важным открытиям и наблюдениям. В это же время он не жалеет денег на книги и собирает библиотеку медицинской и педагогической литературы, посвященной раннему детству, беременности и родам, уходу за малышом, играм и занятиям с детьми, внимательно изучает эти книги. Подтверждение своим выводам он находит, как правило, в дореволюционных и зарубежных источниках.

В 1964 году родилась Анна, в 1966 – Юлия, в 1969 – Иван, в 1971 – Любовь.

О каждом родители по-прежнему ведут подробнейшие дневники наблюдений. Все выводы о крепком детском здоровье и возможностях быстрого и разностороннего развития детей до школы подтверждаются и дополняются в жизни, не только собственно семьи Никитиных, но и многих, кто начинает следовать их примеру.

С середины 60-х годов Никитиных начали приглашать выступать перед родителями, учителями, врачами. Устанавливаются тесные и теплые контакты со многими учеными, педагогами, медиками, которые находят возможность приехать в дом Никитиных. Пресса все чаще пишет о семье. Имеют успех и первые авторские публикации. С помощью друзей в 1969 году в сборнике научных работ Новосибирского Академгородка была опубликована «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» Б.П. Никитина.

Сходство и разница характеров

Важно отметить, что оба они никогда не «навязывали» своих выступлений, лекций, изданий книг. Их приглашали, - а они старались никогда не отказывать.

Обоим помог преподавательский опыт – выступления всегда были живые, яркие, вызывали большое доверие у слушателей. Искренность, ответственность, самокритичность,как ключевые черты характеров обоих, подкупали еще больше.

Б.П. выступал первым, увлекал и заражал энтузиазмом, открытостью, артистизмом (недаром в свое время его приглашали на кинороли), - и при этом логикой, массой наглядных примеров, огромным количеством фактического материала. ЛА «обезоруживала» слушателей своим нескрываемо критичным подходом, аналитическим складом ума. Оба заряжали приглашением к творчеству, возможностью преодоления страхов и штампов. По рассказам и воспоминаниям слушателей, общее впечатление от пары было сильнейшим: «они - вместе» - думающие, ищущие, интеллектуальные, слышащие собеседника, готовые бесконечно работать и бесконечно отдавать.

Никитины выступали перед самыми разными аудиториями. Как правило, их принимали очень тепло, встречи продолжались долго, в конце выступающих всегда обступали десятки людей, задавая «личные» вопросы. Самыми трудными были встречи с врачами, но и те к концу выступления нередко становились союзниками Никитиных. Младшим детям запомнилось, какими воодушевленными и растроганными вернулись родители после одной поездки. В аудитории, где собрались только медики, выступление длилось несколько часов, а когда супруги уже уходили со сцены, весь зал встал, провожая их искренними аплодисментами (на характерном для эпохи общем фоне советских «аплодисментов по команде» эффект, конечно, был сильнейшим). Лена Алексеевна рассказывала: «Иногда и на наши выступления «сгоняли», как на партийные собрания. Выходишь на сцену: зал молчит, лица настороженные, недоверчивые, уставшие, закрытые. И как эти же лица преображаются к концу встречи, взгляды оживают, люди улыбаются, реагируют!»

Все статьи и книги тоже писались и публиковались по инициативе, а иногда и под давлением редакций и издательств (ведь книги моментально раскупались, а газеты со статьями Никитиных прибавляли изданиям популярности). Представить было невозможно, чтобы Б.П. «обивал пороги», чтобы издать свои рукописи. Да у него на это и времени не было.

Интересно, что Борису Павловичу удавалось органично сочетать почти несочетаемое: он жил и работал в одной сфере – в семье, продолжая относиться к происходящему в собственном доме как к предмету исследования, и, очень любя всех своих детей, при этом скрупулезно измерял, записывал и анализировал данные интеллектуального, физического и прочего развития всех семерых.

Лена Алексеевна воспринимала происходящее в семье и вокруг семьи гораздо сложнее. Открытый дом, доступность для журналистов, обилие гостей, которым малыши с удовольствием демонстрировали свои умения, необходимость общения с огромным количеством незнакомых людей стало большим психологическим напряжением для Л.А., а позже и для большинства подросших детей. К тому же отношение многих приезжающих к семье было, увы, либо как к «объекту эксперимента», либо не выходило за рамки обычного любопытства.

После долгих семейных споров в конце семидесятых недалеко от дома на заметной толстой березепоявилось огромное объявление: «Уважаемые товарищи! Извините нас, но мы больше не в состоянии принимать в доме всех желающих. Пожалуйста, приезжайте к нам в последнее воскресенье каждого месяца, в любое время дня, после 10 часов».

Традиция «последнего воскресенья» в доме Никитиных продолжалась до начала 2000-х гг. Отчетливые воспоминания Никитиных-младших: наступает последнее воскресенье месяца – и на обычно безлюдной поселковой улице Гражданской, ведущей к ближайшей пригородной платформе Валентиновка, появлялись многочисленные группы, пары и семьи явно не местных людей, направляющиеся в их дом… Многие приезжали из других городов, и для Б.П. и Л.А. было совершено естественным оставить гостей ночевать, а то и жить на несколько дней, а иногда и недель. В 90-е, когда в доме стали жить семьи выросших детей, встречи со «всеми желающими» стали проходить в ближайшей Валентиновской начальной школе. Впрочем, нередко приезжали и в остальные дни месяца, и всех в доме Никитиных по-прежнему принимали.

Противостояние системе

После первой книги «Правы ли мы?» (1963 год) последовали многочисленные статьи и публикации.

Необычный образ жизни многодетной семьи, книги и статьи Никитиных и о них, а также стойкость в отстаивании своих взглядов вызывали очень неоднозначную реакцию - примерно до середины 70-х годов.

Поток молодых родителей в дом Никитиных в эти годы не иссякал. Родные и соседи, сперва осуждавшие «новшества» супругов, потом предпочитали не вмешиваться. Интересно, что человеческие отношения с ними всегда сохранялись теплыми, детвора с окрестных дворов постоянно «паслась» у Никитиных, а Б.П. находил время организовать с ними полезные и просто добрые дела, устраивать для всех спортивные или интеллектуальные турниры.

«Официальные» советские медицина и педагогика, сначала вроде бы не замечавшие странное семейство, наконец, публично осудили «методы Никитиных» (начало 70-х, публикация «Осторожно, детство!»).

Б.П. очередной раз уволили с очередной работы. Какое-то время семья жила на зарплату Лены Алексеевны - заведующей поселковой библиотекой (90-100 рублей в месяц).

«Запрет» вызвал обратную реакцию. Семье присылали вещи и помогали, чем могли, многочисленные друзья и совершенно незнакомые люди. Примерно в это же время Б.П. начали предлагать деньги за выступления. Он никогда не отказывался, но и никогда, до конца дней, не требовал оплаты своих выступлений. Те, кто приглашал Никитиных в другие города, как правило, поступали просто: супругам оплачивали дорогу и принимали как дорогих гостей. Приглашали же их по всему Советскому Союзу – до 300 встреч в год.

Несколько крупных ученых защитили и поддержали семью. Академик Н.А. Амосов (Николай Михайлович Амосов (1913-2002) - советский и украинский кардиохирург с мировым именем, учёный, автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта, опубликовал многие популярные книги о здоровье )и профессор И.А. Аршавский (Илья Аркадьевич Аршавский (1903 – 1996) российский физиолог, основоположник возрастной физиологии. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов, В течение нескольких лет сотрудники его лаборатории регулярно (2 раза в год) проводили обследования состояния здоровья всех детей ) приезжали в дом Никитиных, написали статьи в их защиту (книга Никитиных «Мы и наши дети» впервые вышла, «защищенная» предисловием Амосова и послесловием Аршавского).Простые же люди просто валом валили в поселок Болшево под Москвой, находя в опыте семьи выход из замкнутого круга детских болезней и семейных проблем. Многие из них затем называли себя последователями Никитиных.

Существенную роль, как думается, в утверждении своих позиций и росте популярности семьи сыграло противостояние государству, к которому Никитиных, по существу, вынудила сама государственная система.

Некоторые считают, что во многом благодаря именно исследованиям и поистине подвижнической деятельности Никитиныхв обществе пробудился острый интерес к раннему развитию детей, периоду от рождения и до 7-10 лет, - когда, по мнению Бориса Павловича, у ребенка возможен «запуск» способностей практически в любой сфере деятельности. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоровым и талантливым? Это зависит от вас!» - убеждал Никитин. В 70-80-е годы началось движение «семейных клубов». По существу, для тысяч людей эти клубы стали возможностью реализовать свое творческое, самостоятельное начало, независимое от государственной системы. Так или иначе, к началу 80-х о Никитиных знала или слышала чуть ли не вся страна.

Система? Скорее образ жизни

Б.П. и Л.А. сделали всё, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за много лет внимательных наблюдений не за одним-двумя, а за семерыми малышами, а затем и за детьми своих многочисленных сторонников. Параллельно Б.П. продолжал постоянно изучать всю доступную ему литературу, народный опыт, достижения последователей. Как в 2005 году писал старший сын Алексей, «какой-то специальной системы никогда не существовало. Был ряд принципов, взятых из практики и здравого смысла, опиравшихся в огромной степени на традиционные подходы к физическому воспитанию детей у разных народностей, в первую очередь России, и работу педагогов, в том числе и Монтессори. Был совершенно замечательный практический опыт, доказавший жизненность и важность этих принципов».

Сейчас, в 2011 году, мы попытались так сформулировать эти базовые принципы .

- Минимум медицинского вмешательства в естественный процесс беременности и родов, «возвращение к природе», обязательно - грудное вскармливание с первых минут жизни. Ответственность с врачей переходит прежде всего на родителей – на их вдумчивое, внимательное, сознательное отношение к родительству. Медики должны участвовать лишь как помощники, обладающие специальными знаниями.

- Естественная физическая культура тела : минимум одежды и всего «неестественного» - мазей, притирок, лекарств и проч., максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста. В этом отношении дети Никитиных и их последователей действительно выглядели у себя дома похожими на Маугли: босые, в одних трусиках, цепкие, ловкие, сильные, быстрые. Борис Павлович сам был прекрасный разносторонний спортсмен, в свое время преподавал физкультуру в школе, поддерживал отличную форму до преклонного возраста. Культура физического тела входила в жизнь детей естественно, без принуждения: простые и доступные спортивные снаряды дома, общие спортивные игры и занятия с отцом, его заинтересованность и поддержка в этом направлении. Сюда же можно отнести и так называемое «закаливание» - легкая одежда, обливание холодной водой, хождение босиком по снегу и т.д.; скромное и простое питание. Существенно здесь то, что дети, в общем, просто делали то же, что делали и родители. Б.П. и Л.А. легко довольствовались самым скромным и в еде, и в одежде.

- «Раннее начало» (! при формулировке этого тезиса у нас возникли серьезные споры. Данный вариант принят как рабочий и будет уточняться).

Тот самый «запуск» разнообразных способностей, которые, по твердому убеждению Бориса Павловича, в изобилии заложены в каждом ребенке от рождения. Причем в раннем возрасте они настолько связаны между собой, что чем раньше малыш начинает ползать, ходить, плавать и исследовать, тем активнее развивается у него сознание и, соответственно, интеллектуальные способности (см. об этом книги и интервью И.А.Аршавского). Следовательно, считал Никитин, нужно создать очень насыщенную домашнюю среду, и ребенок будет обучаться всему просто, как обучается дышать – в доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека и т.п. Родителям же надо внимательно, без насилия и давления, помогать ребенку развиваться и двигаться вперед.

- Раннее интеллектуальное развитие – ему Б.П. уделял особое внимание. Борис Павлович был убежден, что современные ему детский сад и школа губят творческое начало в человеке, и старался, во-первых, дать максимум ДО школы, а во-вторых, уменьшить период нахождения ребенка в школе до минимума. Б.П. постарался это обосновать в своей гипотезе о «НУВЭРСе» - Н еобратимом У гасании В озможностей Э ффективного Р азвития С пособностей (И.А. Аршавский расшифровывал иначе: «необратимое угасание возможностей естественных резервных систем»).

Чтение в 2-4 года, обширная библиотека, созданные Никитиными разнообразные «развивающие игры », географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и пр. на стенах детской – действительно, интеллектуально прекрасно подготовили детей Никитиных к начальной и средней школе. Это дало повод отцу приводить детей в первый класс в пять лет, переводить из 1-го в 3-й, а из 2-го в 4-й, а матери - разрешать им постоянно пропускать занятия. Сделанный именно таким образом акцент на ускоренном «интеллектуальном» развитии затруднил социализацию некоторых из семерых детей. Неслучайно позже никто из них не отправлял своих детей в школу раньше, хотя развивающая домашняя среда, раннее чтение и т.п. в их собственных семьях стало обычным делом у всех.

А вот как формулировал основные принципы воспитания сам Борис Павлович (примерно в середине 90-х гг):

"1. Возможно более раннее начало развития всех функций и способностей, вернее отыскание оптимума (кое-что возможно и в эмбриональном периоде).

2. Возможно более разностороннее, вернее многостороннее развитие, т.е. не только известных нам скелетно-мышечной системы, органов чувств и способностей, но и способность чувствовать состояние другого человека, улавливать мысли и желания другого, способность к гипнозу, телекинезу, ясновидению и т.п.

3. Возможно более совершенное развитие с точки зрения:

а) методики развития;

б) сроков начала;

в) стимулов развития;

г) условий развития;

д) увлеченности самого ребенка.

4. Возможно более высокое развитие, т.е. высший конечный результат. Если в отношении физического развития мы видим вершины достижений (рекорды), то в отношении психических качеств пределов, видимо, не существует, как нет конца развитию материи".

Эти основные идеи культивировал и пропагандировал Борис Павлович – искренне, бескорыстно и воодушевленно.

Дом-аквариум

В 80-е годы слава семьи стала признанной. Книги были изданы за рубежом. Регулярно проходили теле- и радиопередачи с участием Б.П. и Л.А. Супруги Никитины активно выступали. Лена Алексеевна несколько лет вела рубрику «Домашний педсовет» в «Комсомольской правде», где раскрылся ее незаурядный литературный талант, затем вела ТВ-программу «Для вас, родители». В 1986 году Симон Львович Соловейчик собирает педагогов-новаторов (Ш.Амонашвили, В.Шаталов, С.Лысенкова и другие, в том числе и Б. и Л. Никитины), которые подписывают манифест «педагогики сотрудничества». Никитины присоединяются к манифесту с существенными оговорками, так как там не сказано о роли производительного труда в школе.

Семейная жизнь Никитиных была чрезвычайно усложнена публичностью. На «последние воскресенья» приходили сотни новых поклонников. Во все остальные дни дом тоже был открыт для многочисленных друзей, последователей, журналистов. В 1988 году выходит книга «Мы и наши дети» с предисловием дочери Юлии: «Наш любимый единственный дом окончательно стал аквариумом», - констатировала она. Ситуация была тяжела для всех, кроме Бориса Павловича. Сила и особенность его личности были таковы, что слава и признание не изменили его, и он искренне не понимал, насколько серьезные проблемы публичность приносит семье. А детям, чей юношеский и подростковый возраст выпал именно на это время, «аквариум» существенно осложнил жизнь.

В 1989 году в ФРГ вышла книга немецкой журналистки Марианны Бутеншён «Дети Никитиных выросли», написанная на основе откровенных общих бесед с Никитиными-младшими весной 1988 года. Молодые Никитины (старшему Алексею исполнилось 28, Любе - 16) по-юному самоуверенно пытаются оценить наработки своих родителей. Сами Б.П. и Л.А., тоже участвующие в беседах, бережно, терпеливо и внимательно выслушивают подростков. Проблемы, вызванные семейной «публичностью», остро встают в этих беседах. Но развернуть ситуацию обратно, увы, уже невозможно.

Жизни всех семерых складываются по-разному. Никитины-старшие никогда не пытались как-то «устроить» своих детей– ни при поступлении в вузы, ни при устройстве на работу (свое имя Никитины использовали в единственной ситуации – когда начали появляться внуки, и нужно было договариваться в роддомах о ряде требований к врачам и медсестрам). Все дети строили свои судьбы сами - что называется, «на общих основаниях». Трудно сказать, как бы сложились их жизни, если бы не эхо семейной славы и постоянное ожидание окружающими от «детей Никитиных» чего-то необыкновенного. Кто-то из семерых справился с постоянно преодолеваемым давлением более успешно, кто-то менее. Некоторые считают, что выстоять им помог только огромный заряд любви и доверия, полученный в семье.

Так или иначе, воздействие «медных труб», рано прогремевших для Никитиных-младших, для некоторых из них оказалось настолько серьезным, что необходимо сказать о нем отдельно, и отделить «зерна от плевел».

Наработки наших родителей в области раннего детства – это то, что мы поддерживаем, чем всегда готовы делиться, хотим развивать дальше в своих семьях и обсуждать, в том числе на этом сайте.

При этом, до сих пор страдая от последствий вынужденной публичности семьи Никитиных, мы закрываем собственные семьи от подобных испытаний, и на вопросы, касающиеся личной жизни, каждый из нас отвечает так, как считает нужным.

И попутно хотим предостеречь всех молодых родителей, которые жаждут славы для своих обожаемых малышей (а нередко через них – для себя). Будьте осторожнее. Будьте внимательнее. Даже яркому таланту, даже уже состоявшейся личности тяжесть «медных труб» бывает не по силам. А слава, пришедшая в самом восприимчивом возрасте, когда ребенок впитывает как губка и сверхвнимание к себе, может привести к необратимым и очень печальным последствиям. Чрезмерные амбиции, выросшие, как под увеличительным стеклом, под дулом телекамер, перекроют трезвую самооценку, и личность сгорит, не успев толком сформироваться. Другими словами - дайте человеку созреть. Прежде чем начать демонстрировать его достижения. И может быть, лучше будет, если он сам выберет для этого нужное время.

АПЦН. 1992-1997 гг

В 1992 году на базе средней школы-новостройки г. Королева (ныне школа-гимназия № 18 имени Илюшина) открылся Авторский педагогический центр Никитиных (АПЦН) – как открытая творческая площадка для реализации идей молодых педагогов.

Однако Борису Павловичу к этому времени было уже 76, Лене Алексеевне – 62. Реализовать свои идеи в школе им было уже просто не под силу. Они ограничились написанием краткой «педагогической концепции непрерывного образования», но «методиками», необходимыми для функционирования центра, не занимались.

Более подробный материал о центре и его работе готовится.

1999 год

30 января 1999 года в отделении реанимации Московской больницы № 31 Борис Павлович скончался. Это было неожиданностью для всех. Еще за 2 недели до этой даты он, как обычно, мог подтянуться на турнике и вытолкнуть одной рукой гирю… 20 января произошел разрыв аневризмы аорты, потеря около 2-х литров крови. Спокойно и в ясном сознании он говорит: «Видимо, пришло моё время. Я и так прожил больше среднестатистического...». На уговоры родных лечь в больницу Борис Павлович был сначала непреклонен: «Нет уж, увольте! Жил без помощи медиков, и умру как-нибудь без их помощи!». Только к вечеру, сжалившись над женой и детьми, он согласился ехать в одну из лучших клиник Москвы. Операция по замене участка аорты в день его 83-летия – 21 января – проходит очень удачно (Сосудистый хирург, проводивший операцию, сказал: «Организм сорокалетнего мужчины»), 24 января разрешают посещения родных. И этот день для многих останется последним разговором-встречей с Борисом Павловичем. 25 января состояние ухудшается, нарастает сердечно-легочная недостаточность. Ночь с 29 на 30 января становится для него последней.

Утрата совершенно переменила жизнь семьи. Серьезные причины, прежде всего этического и психологического характера, не позволили Никитиным-младшим сразу же заняться «продолжением дела» Б.П. - в отношении выпуска развивающих игр, книг, спортивных снарядов, встреч с молодыми родителями.

Во-первых, Лена Алексеевна была категорически против любого рода «пиара» и зарабатывания детьми денег на том, чему бескорыстно служил их отец. А поскольку у каждого из семерых к этому времени были собственные семьи с маленькими детьми, заниматься в виде хобби, например, выпуском «дедушкиных игр» было просто нереально.

Во-вторых, все дети очень устали и от ситуации «аквариума», и некоторой «зацикленности» семейного общения на темах, связанных с ранним детством. У каждого были собственные профессиональные интересы и круг друзей, не связанных с педагогикой и медициной.

В-третьих, многие наработки и предложения Б.П. и Л.А. к этому моменту так или иначе уже вошли или постепенно входили в жизнь. Развивающие игры» выпускали многие (с авторскими правами на игры и их защитой, в отличие от книг, ситуация намного сложнее), книги были изданы миллионными тиражами и были вполне доступны, многочисленные друзья и знакомые могли и так обратиться с вопросом в любой момент.

Сегодняшний день

2011 год. Появление сайта стало возможно, поскольку повзрослело следующее поколение – внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны.Именно они – наши «толкачи» и вдохновители. У них уже подрастают свои малыши, и они смогли заново посмотреть на опыт, книги и идеи своих дедушки и бабушки. И помогают в этом нам - Никитиным-младшим первого поколения:) .

Мы делаем этот сайт все вместе. Очень непросто находить общий язык и общие решения множественному, разъехавшемуся, сложному, многоликому семейству. Нам помогает общая огромная благодарность Б.П. и Л.А. и никуда не пропадающее доверие друг к другу. Кроме того, мы думаем, что само дело, безусловно, того стоит.

Наши родители успели сделать очень многое. Но «первоисточников», то есть книг Б. и Л. Никитиных, в печатном виде уже не найти, а в интернете есть далеко не все. На запросы о Никитиных, «методиках Никитиных» и т.п. нередко выдается информация, мягко говоря, несоответствующая действительности, а иногда просто вранье. Под «развивающими играми», иногда со ссылкой на Никитиных, чего только не предлагается. В то же время к членам семьи по-прежнему стекается интереснейшая информация о развитии детей, приходят все новые люди, которые интересуются опытом Никитиных, и так или иначе продолжают его. Создание сайта назрело. И мы рады этому.

Насколько это возможно, мы хотим сделать доступными все работы Б.П. и Л.А. в сфере изучения семьи и детства. Алексей Никитин (старший сын) на одном из интернет-форумов однажды очень хорошо сформулировал: «Книги Никитиных надо читать, как приглашение к размышлению, свежему взгляду на ребенка и его возможности, а также на наши обязанности по отношению к нему. Не ищите «системы», думайте своей головой, подходите к делу творчески, и всегда помните, что главный критерий – это сам ребенок, его настроение, состояние, реакции, успехи и достижения, которых он добился САМ».

Кроме того, этот сайт – для общения всех тех, кого объединяет «сознательное родительство», кому дорого слово «семья» и всё, что с этим связано, кто хочет жить со своими детьми радостно и свободно, воспринимая совместное существование не как тяжелую обязанность, а как один из самых творческих и счастливых периодов жизни.

Июнь-декабрь 2011. Королёв, Москва, Ярославль, Лондон.

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – "системе раннего разностороннего развития детей". В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность "Методики Никитиных"

В первую очередь "воспитание по Никитиным " требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

"Раннее развитие по Никитиным" предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр ("Сложи узор", "Уникуб", "Обезьянка" и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным .


Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, "перескакивание" нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению "Организация делопроизводства" и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская "методика раннего развития ", по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности "детская медсестра". Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

"Раннее развитие ", по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря "раннему развитию" он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.


Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных , это "перескакивание" через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Опыт воспитания детей в семье Никитиных

Опыт воспитания детей в семье Никитиных.

Никитины Борис Павлович (21.01.1916, станица Суворовская Ставропольского края - 30.01.1999, Москва) и Лена Алексеевна (31.01.1930, Болшево Московской области) - российские учителя, педагоги-практики, исследователи раннего детства, родители семерых детей, авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания. Стали известными с 60-х годов 20 века в СССР, позже в Германии, Японии и других странах. В период наибольшей популярности (70-е - 80-е годы 20 в.) книги Никитиных расходились миллионными тиражами, в их дом ежегодно приезжало до 1000 гостей, на встречи и лекции в разных городах Советского Союза приходили сотни людей. Многие считают, что именно подвижническая деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложила в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным родительством».

Как всё это начиналось.

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.

Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Отличный спортсмен и опытный тренер, Борис Павлович сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни - вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка - просто семья жила на очень скромные средства, считая это вполне нормальным).

Борис Павлович и Лена Алексеевна сделали всё, что было тогда в их силах (при чрезвычайно скромных финансовых возможностях) для того, чтобы создать своим детям «творческую и здоровую среду» в собственном доме. «Системой воспитания» свой образ жизни сами Никитины не называли. Скорее это очень большой опыт, который накопился за много лет внимательных наблюдений не за одним-двумя, а за семерыми малышами, а затем и за детьми своих многочисленных сторонников. Параллельно Борис Павлович продолжал постоянно изучать всю доступную ему литературу, народный опыт, достижения последователей. Как в 2005 году писал старший сын Алексей, «какой-то специальной системы никогда не существовало. Был ряд принципов, взятых из практики и здравого смысла, опиравшихся в огромной степени на традиционные подходы к физическому воспитанию детей у разных народностей, в первую очередь России, и работу педагогов, в том числе и Монтессори. Был совершенно замечательный практический опыт, доказавший жизненность и важность этих принципов».

Основные принципы воспитания "по-никитински".

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями.

Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие.

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных.

Методика:
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:
Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры".

Главная задача воспитания - развитие способностей.

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

Чтение в 2-4 года, обширная библиотека, созданные Никитиными разнообразные «развивающие игры», географические карты, таблица Менделеева, математические таблицы и пр. на стенах детской - действительно, интеллектуально прекрасно подготовили детей Никитиных к начальной и средней школе. Это дало повод отцу приводить детей в первый класс в пять лет, переводить из 1-го в 3-й, а из 2-го в 4-й, а матери - разрешать им постоянно пропускать занятия. Сделанный именно таким образом акцент на ускоренном «интеллектуальном» развитии затруднил социализацию некоторых из семерых детей. Неслучайно позже никто из них не отправлял своих детей в школу раньше, хотя развивающая домашняя среда, раннее чтение и т.п. в их собственных семьях стало обычным делом у всех.

Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

Стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.


Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

Принципы системы Никитиных

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

  • Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
  • Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:

  1. Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
  2. Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
  3. Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
  4. Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.

Как вызвать желание заниматься?

Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.

В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.

Цель их присутствия:

  • Похвалить
  • Поддержать
  • Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.

При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.

Физическое развитие в семье Никитиных

Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.

Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:

  • Знакомить со спортом
  • Кормить здоровой пищей, не перекармливать
  • Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
  • Закаливать.

Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:

  • Обливаться холодной водой
  • Ходить босиком по снегу
  • Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.

Интеллектуальное развитие по данной системе

Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.

Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.

Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.

Примеры игр по системе супругов Никитиных

В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.

В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.

Сложи узор Никитина

Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.

Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.

Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.

Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.

Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.

Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.

Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.

Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.

Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.

Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.

Видео о семье Никитиных

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...