Занятие с элементами триз в подготовительной группе. Конспект занятия "секреты маленьких человечков" триз подготовительная к школе группа

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ
Тема: «Радуга знаний»

Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект итогового занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний».
Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепление ранее изученного материала.
Задачи:
1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие, сказка).
2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая).
3. Основной – непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, поощрение.
Методы и приемы: словесные, игровые, практические.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.
Дидактический и раздаточный материал: презентация, плакат - радуга, картинки (рыба, птица, зверь), листы с заданиями для детей, карточки по цветам радуги; картинки для игр «Хорошо – плохо», «Найди лишний предмет»; листы цветной бумаги фиолетового цвета, мяч.
ХОД образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я знаю один секрет, оказывается вы у меня самые умные дети на свете. А знаете почему? (ответы детей). Правильно, потому что мы много с вами занимались, много знаем, многому научились. И сейчас нашим гостям мы все это покажем. Но перед этим я хочу вам рассказать сказку (в это время включаю музыку).
Воспитатель: Жили-были в радужной стране ребята. Все они были веселые и трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса.
Воспитатель: А как вы думаете, какие чудеса могут быть в радужной стране? (ответы детей)
(на экране появляется слайд с картинкой радуга)

Воспитатель: Посмотрите, что это? (ответы детей) Это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга (радуга на экране пропадает) Не стало её. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать. (Не плачьте, мы новую радугу добудем)
Воспитатель: Дети, а давайте мы тоже поможем найти радугу? Как вы думаете, какие волшебные слова помогут нам найти радугу? (ответы детей) («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
Воспитатель: Давайте все вместе четко произнесём эти слова.
Воспитатель: Ребята, каждое слово в этой считалке обозначает определенный цвет. Сколько цветов у радуги? Назовите цвета радуги. (Дети отвечают.)
Воспитатель: На какой звук начинается слово «каждый»? и т. Д.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите перед нами макет радуги. Мы будем выполнять задания на каждый цвет радуги и если мы все сделаем правильно, то, что произойдет? (ответы детей) (снова появиться радуга).
красная полоса. «Окружающий мир»
Воспитатель: Ребята, а какой верхний цвет радуги? (красный) Чтобы появился красный цвет нашей чудо – радуги посмотрите внимательно на картинки. (Карась. Дятел. Лиса.) Скажите, кто изображён на этих картинках? (ответы детей) Давайте поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь»
Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь» .
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Передавая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться.
Воспитатель: А теперь мы будем отгадывать загадки:
1. Долгоножка бахвалится:
Я ли не красавица?
А всего-то - косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
2. Ягодку эту сорвать легко -
Ведь растет она невысоко.

Ты под листочки загляни-ка -
Там вкусная растет…..(клубника)
3.Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозреваю под снежком.
Дети, кто со мной знаком? (Клюква)
4.Вот мы ягодки, смотри,
Похожи на напёрстки малые.
Все мы под цвет зари:
Алые - преалые. (Малина)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих загадок? (ягоды) Воспитатель: Какого цвета эти ягоды? (Красный цвет)
Воспитатель: А можно ли их кушать? И что нужно сделать перед тем, как их съесть? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! (на плакате появляется красный цвет) Ребята, а какой второй цвет радуги? (Оранжевый)
Оранжевая полоса. «Математика»
Воспитатель: А за оранжевым цветом мы с вами отправимся в страну «Математика».
Воспитатель: Садитесь за столы. Возьмите листы бумаги в клеточку, там поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями он 1 до 9.
Воспитатель: Что у вас получилось (Кораблик)
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, но отгадку вслух не произносите. Это будет ваш секрет!
Маленький хвостик я в руке держал.
Ты полетел – я за тобой побежал. (Воздушный шарик)
Воспитатель: Возьмите листы с геометрическими фигурами. Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги.
Какую фигуру вы раскрасили? Почему? Как вы догадались? Каким цветом раскрашивали? Почему оранжевым?
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет? (на плакате появляется оранжевый цвет) Какой третий цвет радуги? (Желтый)
Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела»
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло. Посмотрите и скажите, где здесь картинки с добрыми делами и поступками, а где с плохими? (игра «Хорошо – плохо»)
Воспитатель: Объясните, почему вы считаете эти поступки добрыми, а другие – плохими? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? (на плакате появляется желтый цвет) Какой четвёртый цвет радуги? (Зелёный)
Зелёная полоса. «Грамота»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Радуга». Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза! (Закрыть глаза руками)
Дождь прошел. Трава блестит, (Убрать руки от глаз)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжок)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Стоим на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть на коврик)
(С. Маршак)
Воспитатель: С какого звука начинается слово РАДУГА? (ответы детей) А какой это звук, гласный или согласный? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопки». Я буду читать стихотворение Самуила Маршака «Радуга – дуга», а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, в которых есть звук «р».
«РАДУГА-ДУГА»
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Воспитатель: А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! (на плакате появляется зеленый цвет) Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой)
Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»
Воспитатель: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее. Объясните, почему вы так думаете (игра «Найди лишний предмет»).
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? (на плакате появляется голубой цвет) Назовите шестой цвет радуги? (Синий)
Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает»
Воспитатель: А что бы найти синий цвет радуги я предлагаю сыграть в игру «Наоборот» Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение.
Высоко – низко,
Далеко - близко
Длинный - короткий
Широкий - узкий
Толстый – тонкий
Горячий – холодный
Сладкий – кислый и т. д.
Воспитатель: Следующая игра «Что бывает». Я буду вам показывать карточки определенного цвета, а вы должны подберать к названию цвета на карточке – как можно больше слов – предметов.
Зелёный – трава, лист, кофта…
Красное – пальто, машина… и т.д.
(Каждый ребенок подбирает слова – предметы к цвету)
Воспитатель: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми заданиями и нашли синий цвет радуги! (на плакате появляется синий цвет)
Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? (Фиолетового) Нам осталось найти фиолетовый цвет.
Фиолетовая полоса, «Оригами Радужные птички»
Воспитатель: Перед вами листы цветной бумаги. А почему они фиолетовые? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нам осталось найти фиолетовый цвет. Вспомните, какое слово в считалке обозначает фиолетовый цвет? (фазан)
Воспитатель: Фазан – это кто? (птица). Давайте сейчас сотворим чудо – радужных птичек из цветной фиолетовой бумаги (дети из цветной бумаги складывают птичек)
Воспитатель: Дети, понравились вам птички? Нашли мы с вами фиолетовый цвет? (на плакате появляется фиолетовый цвет) (ответы детей)
Итог. Ребята, все ли цвета радуги мы с вами нашли? (ответы детей) Какая радуга у нас получилась? (ответы детей) Ой, смотрите, в радужной стране снова светит чудо радуга (на экране появляется слайд с картинкой радуга).

I. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали?

Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.

Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево?

А листья клена, какие?

Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?

II. Основная часть

1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?

Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.

Игра «Теремок »

2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры.

Первая остановка – «Лесной театр теней ».

(показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.

«Белка и лиса»

Сверху белка прискакала, лиса здравствуй, ей сказала.

«Белка и еж»

Осмотрелась белка, а потом поздоровалась с ежом.

«Медведь»

За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.

«Хомяк»

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

«Лиса»

Как будто колобок лежит на губе,слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Волк»

Клыки страшные свои чищу «чашкой» изнутри.

3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.

Логоритмика «Дикие звери »

1.Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу сластена косолапый.

2.Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается: кто - то по лесу крадется.

3.У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

4.Работа со слогами.

Игра «Волшебные животные» (фото № 1)

Какие необычные карточки, что на них написано?

(беляц, медка, заведь). На что похожи эти слова?

Из названий, каких животных составлены эти слова?

Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.

Что у нас получилось?

Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей?

У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?

5.Игра «Разведчики».

Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.

6. Составление загадок .

Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось)

Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок. (Фото № 2)

Пример: Ёж

Что у нас получилось.

Круглый, как клубок.

Хищный, но не волк.

Колючий, как игла.

Пыхтит, но не пароходная труба. (фото № 3)

(дети аналогично составляют загадку про лося.) (фото № 4)

Отличные загадки у нас получились!

7. Игра «Волшебный экран»

Белочка: - Здравствуйте ребята, узнали меня?

Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?

Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.

Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.

5.Кто его «друзья»? (представители класса)

2.Что умеет делать?

8.Как изменится этот объект, когда вырастет?

4.Где живет объект?

1 Кто это?

7.Умел ли он

выполнять свое главное дело раньше?

6.Каким этот объект был раньше? Откуда появился?

3.Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?

9. Что нужно, чтобы так произошло?

Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.

Пальчиковая игра

Тук-тук-тук, тра-та-та,

Что за стук в лесу с утра?

Кто постукивает ель снизу до макушки?

Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,

Поскакала-поскакала, никого не увидала.

8. Прием «Эмпатия»

Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз и Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.

Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.

Открываем глаза, Даша кто ты? И т. д.

Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.

III. Итог

Где мы сегодня были?

С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?

Какое задание было самым трудным?

Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.

Алена Фирсова (Сычевник)
«Дерево». Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

«Дерево »

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ

в подготовительной группе

Воспитатель Сычевник А. В.

Цель. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи. Закреплять элементарные знания детей о дереве , лесе. Воспитывать любовь к природе. Продолжать учить детей рассуждать и грамматически правильно отвечать на вопросы. Учить выявлять противоречия и разрешать проблемные ситуации. Развивать речь, внимание, память.

Интеграция : познание окружающего мира, развитие речи, коммуникация.

Предшествующая работа :

чтение художественной литературы :

С. Маршак «Откуда стол пришел» (приложение 1) ;

Л. Н. Толстой «Яблони» (приложение 2) .

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поговорим.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

Дети. ответ (ы) Дерево .

Воспитатель. Докажите, что это правильный ответ.

(на экране появляются фото деревьев в разное время года )

Дети (слайды 1,2) Весной дерево цветёт , (слайды 3,4) летом прячемся под ним (в тени) от жары, (слайды 5,6) осенью на деревьях созревают плоды , орехи, жёлуди. А зимой (слайды 7,8) -топят печки.

Воспитатель. Молодцы! А сейчас поиграем в игру "Хорошо - плохо" (ТРИЗ )

Выросло высокое дерево . Это - хорошо? Почему?

Дети. Ответы (тень, кислород, плоды.)

Воспитатель. А что - плохо?

Дети. Ответы (высокие деревья опасны - ломаются ветки, задевают провода.)

Воспитатель. Как же быть? Мы любим деревья . Хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасны для людей.

Дети. Деревья надо обрезать , гнилые вырубать, высаживать молодые деревца .

Воспитатель. Правильно, ребята.

На экране появляется картинка с частями дерева (слайд 9)

Воспитатель. Что вы видите на экране?

Дети. Части дерева .

Воспитатель. Правильно. Назовите и опишите их.

Воспитатель. Что случится, если у дерева повредить кору ? Вспомните, мы с вами недавно читали рассказ Льва Николаевича Толстого "Яблони".

Воспитатель. А что будет, если у дерева подрезать ветки ?

Воспитатель. Может дерево жить без корней ? Почему?

Воспитатель. Умницы! (слайд 10) Ребята, какое дерево вы сейчас видите на фото? А дерево сразу бывает таким ?

(ТРИЗ . «Было-есть-будет» )

Дети. Нет. Сначало оно было семечком (слайд 11) Выберите на фото – какие семена принадлежат березе?

Воспитатель. Что надо, чтобы из семечка выросло дерево ?

Воспитатель. Игра "Что чем было?» Показываю фото (слайды 12-25) :

дуб - (дети отвечают) был жёлудем

пень – деревом - («интересный » пень)

сук - веткой

яблоня - семечком

мука - зерном

бабочка - гусеницей.

Какие вы все молодцы! Всё правильно сказали.

Физкультминутка (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Эй, ребята, что ж сидите!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в весёлый круг!

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

А теперь ты наклонись!

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернёмся,

Снова за руки возьмёмся!

Воспитатель. Ребятки, давайте подумаем, что же произойдёт с деревом в будущем ?

(слайд 26)

Опять загадаю вам загадку!

В лесу родился, в лесу вырос.

А в дом пришёл, всех к себе собрал.

Дети. Стол (слайд 27)

Воспитатель. Правильно! Вспоминаем стихотворение С. Маршака "Откуда стол пришёл".

Воспитатель. Ребята, а теперь посмотрите на следующие фото. Что вы видите? (слайды 28-30)

Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»

Воспитатель. А вот вам ещё одна загадка.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём! Что это?

Дети. Это лес! (слайд 31)

Воспитатель. Правильно. Молодцы! А почему вы так решили?

Дети (размышляют) .

Воспитатель. И для леса давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".

Дети. (хорошо : можно собирать ягоды, грибы, орехи; отдыхать; раздолье птицам и животным. Плохо : можно заблудиться, съесть незнакомые ягоды, а они могут быть ядовитые.)

Воспитатель. Так надо ли ходить в лес?

Дети. После рассуждений пришли к выводу, что в лес ходить надо, но только со взрослыми, не убегать от них, быть внимательными и осторожными, потерявшись, оставаться на месте и звать на помощь.

Воспитатель. Давайте вспомним правила поведения в лесу (слайды 32-33)

Воспитатель. Умнички, ребятки! Вы сегодня так много вспомнили о дереве , лесе. И поняли, что деревья , лес - для птиц, животных, растений. Его надо беречь! Это богатство нашей Родины!

Л. Н. Толстой

(Рассказ)

Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землею, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню - и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики - и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблоня хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то всё дикие.

Кора у деревьев - те же жилы у человека : чрез жилы кровь ходит по человеку - и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро , как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива-и дерево будет жить ; но если кора пропадет, дерево пропало . Если человеку подрезать жилы, он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.

Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.

Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.

Публикации по теме:

Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Конспект интегрированного занятия по Физической культуре с элементами развития речи в подготовительной к школе группе Конспект интегрированного занятия по Физической культуре с элементами развития речи в подготовительной к школе группе «Прогулка в зимний.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «Весеннее дерево» Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Весеннее дерево» Задачи: Образовательные: - закреплять знание.

Конспект НОД в младшей группе с элементами ТРИЗ «Яблоко ароматное» Конспект НОД в младшей группе с элементами ТРИЗ на тему: «Яблоко ароматное» Цель: Формировать у детей опыт выделения характерных признаков.

МБДОУ Детский сад № 3 «Колосок» Кемеровкая область, Ленинск — Кузнецкий р-он, с. Красное.

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Юные спасатели»

Интегрированное занятие с элементами ТРИЗ

Юные спасатели

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Здоровье»

Направление: Познавательно- продуктивное

Предварительная работа по областям:

Коммуникация: Беседы на тему «Профессии», Игра «Что было бы если…»

Познание (ФЦКМ): «Профессия спасатель», Рассказ воспитателя о трудной профессии спасателей

Экологическое воспитание: Беседы «Все в природе взаимосвязано», «Как устанавливается равновесие в природе»

Чтение художественной литератур: « Зюка и Тоша» Спиридон Зоробко

Конструирование: Оригами «Лягушка», «Цыпленок», «Кораблик»

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах, учить проводить замкнутую линию.

Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; способствовать формированию мыслительных операций.

Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дружеские отношения, любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Воспитатель:

В каждой стране, городе есть служба спасения, которая приходит на помощь людям и животным в трудных ситуациях. В нашем детском саду создается такая служба- отряд спасателей, туда войдут взрослые и дети.

Но чтобы стать спасателем нужно пройти испытания, если мы с ними справимся, значит нас зачислят в службу спасения.
Какими должны быть спасатели? (ответы детей)

Воспитатель:

А самое главное они должны быть сплоченными, находчивыми и быстрыми.

Ну что, хотите стать спасателями?(ответы детей)

Готовы к испытаниям?(ответы детей)

Тогда повторяйте за мной девиз нашей команды: «Не бойся ни каких преград, с тобой спасателей отряд!»
Перед вами карта действий и наших испытаний, вот путь, которого нам следует придерживаться, красной точкой отмечено место бедствия. (рассматривание карты вместе с детьми)
Нам по интернету пришло сообщение, что в пруду пропали все рыбки. Вы знаете, что в природе все взаимосвязано, все живое это звенья одной цепи Что может случиться если исчезнет хоть одно звено в цепи. (ответы детей)

И чтобы это исправить, нам нужно поспешить.

— Первое, что мы должны сделать, это смастерить каждому свое транспортное средство. Давайте назовем его «Везделет»
— Возьмите 7 счетных палочек и составьте 2 квадрата, а затем возьмите еще 5 палочек и добавьте 2 треугольника. У вас остается 1 палочка это будет винт.
— Молодцы!
— Особенности нашего транспорта заключаются в том, что в нем одновременно заниматься и путешествовать.
— Давайте мы дадим этому транспортному средству названия (ответы детей)
— А теперь сели правильно за руль ваших «Везделетов» и все дружно отправились на помощь.
— Во втором испытании, на нужно разобрать гору камней и выложить дорогу.
— Обратите внимание, камни нужно выложить по числу картинок изображенных на камнях(дети по очереди выкладывают числовой ряд до 10 состоящий из единиц).
— Быстро справились с заданием. Молодцы!
— Ребята мое транспортное средство не едет, наверное сломалось.
— Помогите мне устранить поломку. Вот мои детали, посмотрите какая геометрическая фигура лишняя.

Спасибо, и с этой задачей справились.

А теперь давайте немного отдохнем.

Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
В право- в лево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И не сколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Все на свете я смогу!

— Вот мы и добрались до места бедствия.
— Весь пруд засорен мусором.
— Ваша задача ребята очистить пруд от мусора. У вас на столах лежат листы спасения рыбок, посмотрите, рыбки перемешались с мусором. Ваша задача очистить пруд от мусора. Провидите замкнутую линию так, чтобы мусор оказался отдельно от рыбок. .Затем провидите еще одну замкнутую линию, чтобы в ней оказались рыбки.
— Посчитайте сколько рыбок в пруду.

Воспитатель:

Посмотрите как записывается число 10.

— Из каких цифр она состоит?

Дети: 1 и 0

Воспитатель:
Ноль катится по странице
И не значит ничего
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.

— 1 и 0 пишутся в разных клетках.
— А теперь напишите цифру десять на своих листочках.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли
— В чистой тепленькой воде
— То сожмутся
— Разожмутся
— То зароются в песке.

А теперь пришла пора вернуть наших спасенных рыбок в пруд.

Как это сделать я сейчас объясню: Возьмите волшебные квадраты, сложите их пополам, затем загните правые и верхние углы полученного треугольника.
Теперь загните по намеченным линиям сгиба внутрь. Вырежьте хвостик рыбки, как показано на рисунке. Все наши рыбки готовы!
Наши рыбки спасены и со своей задачей мы справились! Молодцы ребята! За ваше усердие, вы награждаетесь медалями.

Отправляемся назад в детский сад.

Если к вам пришла беда,
К вам спасатели всегда
Прилетят по вой сирены
И помогут вам мгновенно.
Очень спаянный отряд
Из находчивых ребят.
Все добры,умны и смелы-
Мало слов, но много дела!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ Путешествие по весеннему лесу. Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица). Цель: Учить выделять объекты изображенные на картине продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением, учить составлять предложения сравнения со словом как, закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приѐмов ТРИЗ, составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица), развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами продолжать учить придумывать загадки, упражнять в чтении, воспитывать у детей высшие чувства. Ход занятия: Орг. момент: В зал входят дети и здороваются с гостями.

2 Логопед: Посмотрите: к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. 1. Прежде чем, сказать о чнм мы будем говорить, я загадаю вам загадку, вы попробуете отгадать, что это: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В дом свой улей пчела Первый мед принесла. На ветках плотные комочки В них дремлют клейкие листочки. Логопед: Ребята, о каком времени года я рассказывала? (о весне). Сегодня мы поговорим о весне. 2. Ребята, я вам предлагаю отправиться вместе со мной на весеннюю полянку, снимите обувь и присядьте. Я бы хотела, чтобы вы немного рассказали, что изображено на картине (какое время года, какие признаки весны и т.д) 3. Я предлагаю вам рассмотреть картину с помощью подзорной трубы и выделить любой предмет на этой картине и загадать о нем загадку. (Например привожу пример). 4. Д/ игра: Найди приметы весны. Логопед: Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы весны. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли. Дети выставляют картинки на магнитную доску.

3 5. Речевая игра: Ассоциации - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ мозговой штурм. Логопед: Луч согревает как - одеяло, шарф,. В снегу ноги утопают как в каше, болоте. Ручей мчится как - автобус, ракета, поезд,. шумит как ребенок; Листочки прилипают как пластырь, смола, Птицы шумят, ссорятся как дети, листва на дереве, погремушка, ветер Почки набухают как каша, губка, ранка после ожога,. Сосульки капают как слезы, Деревья покрываются листвой как одеялом, шалью, Логопед выбирает наиболее точный и понравившийся вариант. ФМП: Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх) Яркие лучики к нам протяни! (вытягивают руки вперед ладонями вверх). Ручки мы вложим в ладошки твои,

4 Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся, хлопают в ладоши). Быстро шагают резвые ножки. (Быстро шагают на месте). Солнышко скрылось, ушло на покой, (Приседают), Мы же на место сядем с тобой. (Тихо садятся на свои места). Логопед: А вы хотите очутиться в весеннем лесу? Выставляется сюжетная картинка. 6. Прием ТРИЗ вхождение в картину. Схемы - Помощники: Волшебники Я вижу, Я слышу, Я ощущаю носом, Я ощущаю руками и т. п. Логопед: Продолжите предложения: Я ощущаю руками (холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п. Я слушаю.(пение птиц, звон ручья, звон капели) Я чувствую запах (Цветов, свежести, влаги, листьев) Использование ИКТ, музыкального сопровождения. 7. Логопед: Я предлагаю оживить картинки. Вы герои. Логопед: Превратись во что нибудь и опишите своѐ настроение и своѐ отношение к окружающим вас - приѐм эмпатии. Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей. Схема: Черное и белое помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы.

5 Логопед: Придумайте красивые слова к картинкам. Солнце (луч) Я доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть. Ручей Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. У меня много дел. Я несу воду в большую реку. Лужа Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне. Снег я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет,люблю прятаться под деревьями 7. Придумывание загадок. Например, я круглое, но не мяч, горячее, но не пирог, свечу, но не лампочка, всех согреваю, но не одеяло.что это? (солнце). Теперь ваша очередь придумать загадки с любыми картинками изображающими признаки весны. 6.Игра с элементами ТРИЗ: Давайте найдем самое удачное название картине. Упражнение в чтении. Давайте выберем пословицу о весне, прочитаем еѐ. Она будет названием нашей картине. Дети выбирают пословицу среди других произвольно. Логопед: Почему так назвали картину? Одна ласточка весны не делает. Весенний лед толст, да легко тает. Весна красная, а лето страдное. Весна красна цветами, а осень снопами. Весной дождь парит, а осень молчит. Поможешь другому в беде и тебе помогут. 8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

6 ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ- СНОПАМИ

7 ВЕСНА КРАСНА, ДА ГОЛОДНА

9 ВЕСНОЙ ЛЕД ТОЛСТ- ДА ЛЕГКО ТАЕТ


Семинар - практикум «Использование приёмов ТРИЗ - технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста». Провела: Гараева Ольга Фёдоровна Воспитатель высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной к школе группы (открытое занятие на методическое объединение педагогов групп для детей с ОВЗ) Тема: «Составление творческого рассказа на тему: «Весна

Кжнспеди заняиия пж зазвииию зечи в еладшей гзйппе. Тееа: «Пзишла, весна!» Пждгжижвила вжспииаиель Мйсина Н. В. МБДОУ 41 Цель: Закрепление знаний о весне, используя речевую деятельность. Задачи. Воспитательная:

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с использованием ИКТ для детей второй младшей группы Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами!» Воспитатель: Вишнякова

Открытое занятие по теме: Весна идёт» (Конспект НОД) Подготовила и провела: воспитатель МБОУ СШ 12 Онипченко Ольга Николаевна Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Познание»

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н. Цель:

Ладошка это солнышко, А пальчики лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Комплекс 1. Солнышко проснулось. Упражнение 1. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать

Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

Дидактические игры и упражнения по формированию лексикограмматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: «Весна» Подготовила: учитель-логопед Ларькина С.А. 1.Игра «О чем сегодня

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР с использованием электронного пособия «Грамотейка» по теме «Весна» Задачи: Образовательные: Познакомить

Вяткина Марина Федоровна Дикушнева Татьяна Ивановна Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная

Тема. Составление рассказа о весне. с использованием ИКТ. Программное содержание: образовательные цели: Актуализация и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи

Кодякова Наталья Леонидовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 179 «Дюймовочка», г. Чебоксары, Чувашская Республика Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору посредством русской народной сказки «Заюшкина

Конспект НОД «Весна идет! Весне дорогу!» во второй младшей группе, в соответствии с тематической неделей «Весна» Воспитатель: Ахмедова Мадина Халитовна, МБДОУ детский сад 397 г.о. Самара Цель: закрепить

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Весна" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 «Весна» Цель: уточнить представления детей о признаках весны. Задачи: Образовательная: учить ориентироваться в схеме, составлять

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» г. Оренбурга Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема «Заучивание стихотворения

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказочное путешествие» по ФГОС Автор воспитатель МБДОУ «ДС 6» Крючкова И.В. Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия

Беляева Жанна Михайловна Муниципальное автономное детское образовательное учреждение «Детский сад 33 «Росинка» Новгородская область, г. Великий Новгород КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

Конспект занятия с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи(старшая группа ДОУ) Тема: «Весна» Учитель-логопед Дорт-Гольц Т.Н. Цели: 1. Уточнить и активизировать

Воспитатель Костева А.Н. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Составление описательного рассказа о весне. Задачи: а) образовательные: - систематизировать знания детей

Сорокина Елена Валерьевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 10 «Аленький цветочек» городского округа Ступино, Московская область

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема занятия «Весна идет, весне дорога» Занятие проводится с детьми подготовительной группы, в течение 30-35 минут.. Цель: развитие связной речи

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20 КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ «ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа Подготовила: воспитатель Закирова А.Х. Оренбург,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» Конспект НОД «В поисках солнышка» (младшая группа) Подготовила и провела воспитатель Пестова Н.Н. г.ростов Цель: Формирование элементарных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 с. Шурскол Занятие по развитию речи в средней группе «Весна» Воспитатель 1 квалификационной категории Баранова М.Л. март 2017г. Цель:

ООД по ФЦКМ и речевому развитию в подготовительной к школе группе 6 Тема: «Ранняя весна» Воспитатель Мельникова Е. И Март 2016г Цель: Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 435 г. Челябинска» Непрерывная образовательная деятельность Познавательное развитие Вторая младшая группа «Разбудим лес, весна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники и ИКТ в старшей- подготовительной группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности по

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Занятие по средовой адаптации «Весна. Приметы весны» Галенко Е.Н., воспитатель 1ой квалификационной категории группы «Азалия» Занятие разработано для девушек группы «Азалия» с тяжелой и умеренной умственной

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи Весеннее происшествие. Разработала: воспитатель Татьяна

Технологическая карта Тема: Золотая осень Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; закреплять знание признаков осени с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: Образовательная:

Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ» Фольклорный праздник в младшей группе «Пришла весна-красна» Подготовила: музыкальный руководитель Надыршина Г.М. Северное,2013

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кто весну открывает» Младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5 «Весна пришла» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка - Детский сад 7 «Русалочка» Конспект НОД по развитию речи

Урок чтения в 1 классе. Тема урока: «Весенние деньки». (по книге Н.Ф.Виноградовой «Литературное чтение» II часть, с.22-25). Цели урока: - учить детей находить в литературном произведении описание картин

Технологическая карта ООД Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема «Весна» Бакланова Оксана Анатольевна Воспитатель МДОУ 15 г. Оленегорск 2018 год Образовательные области:

8 МАРТА Дети встают полукругом. Вед: Март хороший месяц Нравится он нам, Потому что в марте, Праздник наших мам! ПЕСНЯ «Ах, какая мама» Вед: На дворе месяц март. В этот весенний месяц приходит к нам праздник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей младшей

НОД: «Весеннее путешествие по реке» Средняя группа. Подготовила: Козлова Светлана Николаевна Воспитатель г. Ярославль, 2017г Весеннее путешествие Интегрирование образовательных областей: «Познавательное

Речевая практика 2 класс Тема: «К нам весна шагает» Составитель: учитель начальных классов Махмутова Э.А. Тема: «К нам весна шагает». Цель: Коррекционно-образовательная Формирование умения составлять повествовательный

Конспект НОД во II младшей группе на тему: «В гостях у солнышка» Подготовила: Колмакова Наталья Николаевна. Задачи НОД: Учить детей слышать и понимать воспитателя, выполнять задания (проговаривать текст,

Итоговое занятие в старшей группе «Весна» Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о весне и ее приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование

Частное образовательное учреждение школа «Эврика» города Самары План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Весну встречаем, зиму провожаем» Подготовила: воспитатель Захарова

КОНСПЕКТ НОД Ознакомление с природой Тема: «Путешествие по весенним дорожкам». (по программе Л.А. Венгера) для детей 4 5 лет Средняя группа «Ягодки» Воспитатель: Головнина О.В. Образовательные области:

Конспект НОД в старшей группе. " Весенняя полянка" с использованием нетрадиционных техник рисования.

Конспект НОД в старшей группе " Весенняя полянка" с использованием нетрадиционных техник рисования. Подготовила: воспитатель Петрова Н. И. Цель: продолжать развивать фантазию, творческий интерес и способности

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...