Жалуются что ребенок матерится что делать. Ребенок ругается матом

Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.

Почему дети ругаются матом

Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:

  • Если вашему малышу от двух до трех лет , то, скорее всего, он завел дружбу с нехорошими словами неосознанно. Возможно, он услышал их где-то случайно, запомнил, а теперь просто повторяет, не понимая их смысла.
  • Четырех- и пятилетки более коварны: к этому возрасту они уже научились понимать, что хорошо, а что плохо, поэтому если такие дети начинают ругаться, то делают это с умыслом. Как правило, их цель – привлечь внимание родителей. Дети быстро осваивают этот прием: если тебя не замечают, нужно совершить что-нибудь эдакое, тогда окажешься в центре внимания, пусть даже негативного.
  • Те, кому от пяти и больше , могут ругаться в знак протеста против того, что им кажется деспотизмом и произволом старшего поколения. В этом возрасте дети кажутся самим себе уже очень взрослыми, они готовы отстаивать свою независимость любыми способами, в том числе и через нецензурную брань.
  • Иную цель, используя в своей речи матерные выражения, преследуют подростки : подобные слова помогают им самоутверждаться в среде сверстников, зарабатывать авторитет и не быть белой вороной.

Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:

  • Ребенок в принципе не научен выражать отрицательные эмоции. Обида, гнев, разочарование, злость – все эти чувства требуют выхода, проще всего получить психологическую разрядку через ругательства.
  • Нецензурная брань помогает робким и застенчивым детям преодолевать страх перед чем бы то ни было – другими людьми, проблемами, жизненными переменами. Ругательства всем неуверенным в себе людям, в том числе и маленьким, дарят иллюзию могущества.
  • Ребенок всего лишь повторяет то, что слышит дома. Даже если ваша семья претендует на звание интеллигентной и добропорядочной, достаточно одного сказанного в сердцах бранного слова, чтобы ребенок его запомнил и ввел в свой лексикон.

Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.

Основные ошибки родителей, чьи дети ругаются матом

Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :

  • Наказывать за использование мата физически: бить по губам или заставлять полоскать рот мылом. Это не только не исправит ситуацию, но и сделает вас с ребенком врагами. Более того, физическое воздействие может нанести вред его психическому здоровью.
  • Безапелляционно запрещать ругаться. Как правило, дети не понимают, что значит «нельзя, и всё». Для них это не аргумент. Им обязательно нужно объяснять, почему нельзя.
  • Давать понять ребенку, что его способность употреблять бранные слова вас веселит, и переводить подобные ситуации в шутку. Ребенок, видя, что вам от его сквернословия весело, вряд ли будет отказывать себе в удовольствии доставлять вам радость снова и снова.
  • Стыдить ребенка при посторонних людях. Он только озлобится и замкнется, а ругаться от обиды на вас будет еще больше.
  • Пытать ребенка на предмет «кто тебя этому научил» или «где ты нахватался подобной гадости». Источник, скорее всего, так и останется неизвестен, но ваша агрессия отношения с ребенком испортит.
  • Не допускать воспитательного диссонанса: то, что не позволено ребенку, должно быть запрещено и вам. Невозможно добиться правильного вербального поведения от людей, если вы сами не стесняетесь в выражениях.
  • Попытаться изолировать ребенка от внешнего мира. В условиях современной информационной открытости это абсолютно невыполнимая задача.

Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.

Как отучить ребенка ругаться матом

Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.

С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:

  • Объяснять ребенку-дошкольнику, что есть хорошие слова, а есть плохие и что употребление последних в вашей семье не приветствуется, потому что ваша семья живет по правилам красивого языка. Можно привести пример: ругаться – это как ковыряться в носу или плеваться. Большинство людей некрасивые слова обижают, ты же не хочешь, наш дорогой, обижать людей и выставлять себя как невоспитанного и грубого человека?
  • Формировать у ребенка-школьника правильную самооценку. Он должен усвоить, что значим сам по себе, а не потому, что умеет употреблять в своей речи скверные слова. А если ему так хочется быть непохожим на других, то жизнь может предложить немало вариантов для личных достижений в разных сферах: спорте, творчестве, учебе.
  • Чтобы помочь матерящемуся ребенку-подростку, нужно призвать на помощь мнения авторитетных лиц. Хорошо, если таковыми в его глазах являетесь вы, его родители. Тот факт, что люди, которых ценят, не ругаются матом, но при этом пользуются уважением окружающих, может заставить вашего отпрыска задуматься о целесообразности употребления неприличных слов.
  • Не оставлять ребенка один на один с жизненными проблемами. Одиночество – психологическое и социальное – порождает страх, а страх легко преодолевается через сквернословие. Будьте рядом, и ребенку не придется защищаться от враждебного мира негативной лексикой.
  • Наблюдать за кругом общения ребенка. Изолировать его от большой жизни не получится, но скорректировать детский круг общения или повлиять на него через воспитателей в детском саду или школьных педагогов вполне возможно. Помогайте ребенку дружить – приглашайте в гости его сверстников, разговаривайте с ними. Пусть дети видят пример адекватного интересного общения.
  • Научить ребенка выражать эмоции другими словами – то есть нужно придумать альтернативу брани.
  • Давать понять ребенку, что ругательства не украшают человека и что другим может быть за него стыдно. Извиняйтесь каждый раз за своего ребенка перед людьми так, чтобы он слышал и понимал, что вам за него неловко. Предупредите, что вы его любите, но вряд ли сможете взять с собой в приличное место, если он не перестанет ругаться.
  • Ограничить просмотр телевизора и следить за тем, какие сайты ребенок посещает в Интернете.
  • Следить за собственной речью. Бывает, что взрослые даже не замечают, как бранные слова проникают в их разговор, а дети тем временем тихо берут с них пример.

Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, - эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Живя в социуме, взрослые люди и маленькие дети периодически сталкиваются с непорядочным поведением, нецензурными словами из уст других или с тяжелыми судьбами личностей из ближайшего окружения. Уберечь от влияния на ребенка в детском саду или школе практически невозможно. Ругань, неожиданные словечки, крепкие фразы в ваш адрес могут свидетельствовать о том, что малыш явно «нахватался» новых знаний при стороннем общении. Это может произойти даже в том случае, если ваша семья является образцом для подражания. И вот дети ругаются матом — что делать родителям? Разберемся, почему конкретно это происходит и как отучить ребенка ругаться.

Почему ребенок начинает ругаться матом

В маленьком возрасте, когда ребенок только начинает осваивать речь и узнает новые слова, матерный лексикон становится легкой закуской. А что? Броские, яркие выражения, которые люди на улице (или дома) произносят с особой интонацией. Услышав звучное слово, маленький человечек начинает ругаться ненамеренно, не понимая смысла сказанного. При этом родителям важно не делать акцент на том, что ребенок ругается матом – наоборот, необходимо сделать вид, что вы ничего не заметили.

Стоит акцентировать внимание на матерном слове – посмеяться, поругаться, попытаться сразу объяснить плохой смысл – и вы услышите его еще не раз. На этот счет даже существует анекдот:

«Доктор, ребенок ругается матом – что делать?!» — «Радоваться! У вашего малыша прекрасный слух и память».

Важно понять, что, получив внимание после сказанного мата от родителей, маленький ребенок может потом начать манипулировать вами данным способом. Старайтесь быть мудрее и делать все, чтобы не ругаться матом самим и не погружать малыша в подобное общество.

Ругается матом младший школьник

Детки немногим старше 6 лет стараются всегда и во всем подражать взрослым. Особенно это касается родителей, которым необходимо внимательно следить за своим лексиконом. Зачастую, если в семье к нецензурным словам у всех негативное отношение, то мама и папа начинают винить во всех проблемах друзей ребенка или сверстников в школе. Однако это не всегда может оказаться действительно так.

Возраст 6-8 лет – тот период, когда дети проявляют свою индивидуальность. Они могут начать ругаться матом, просто пробуя в своем лексиконе новые непривычные слова, как бы прочувствовав их звучание и реакцию на них окружающих. Младшие школьники уже достаточно взрослые, чтобы понять значение всего того, что говорят в матерном контексте. Иногда это способ показать так называемую «крутость» или «брутальность», не быть белой вороной, если вдруг другие ребята в классе начали ругаться. Обычно, немного повзрослев, дети теряют эту привычку спонтанно.

Немаловажным является и половое взросление детей в возрасте 6-7 лет. Они уже не только знают многое о себе, но и понимают, чем отличаются мальчики и девочки принципиально. Сексуальная тематика, хоть и в шуточной форме, проскальзывает иногда в их разговорах. А ругаться матом – это во многом произносить интимные слова. Часто ребенок не понимает настоящего значения слова и произносит его, не считая матом то, что говорит.

А есть детишки с так называемым оральным вектором, которые рано и интенсивно начинают говорить, при этом целыми словами и предложениями – таких малышей рождается всего 5% из 100. Ругаться матом для них – почти всегда обычное дело, поскольку они хватаются за любые фразы, которые слышать на улице, в общественном транспорте или школе. В этом случае необходимо сделать совершенно другой подход к решению проблемы – отучить ребенка ругаться становится задачей не родителей, а психолога.

Ругается матом подросток

В наше время подросток, который не ругается матом – скорее исключение. Особенно это касается мальчиков. Показательные крепкие слова в лексиконе делают ребенка, по его мнению, взрослым – он так чувствует себя увереннее. Иногда мат для подростка становится способом самозащиты или источником выплеска негативных эмоций, которые в таком возрасте колеблются из крайности в крайность. Именно поэтому психологи считают, что посещение спортивных секций, бассейна, активные нагрузки, которые забирают нужное количество энергии, подавляет желание ругаться матом.

Еще одна возможная причина – поведение кумира. Известные киногерои, спортсмены, даже политики становятся для детей эталонами для подражания. И если любимчик вашего ребенка ругается матом – ищите проблему в этом ключе, здесь делать нужно что-то с самооценкой, поднимать собственный авторитет перед своим чадом или доказывать ему, что он сам себе – кумир.

Дети ругаются матом — что делать НЕЛЬЗЯ

Иногда в порыве злости на ребенка родители грозят ему за нецензурную брань сделать что-то обидное или болезненное. И ладно, если это безобидный билет в угол, где малыш останется наедине с самим собой, а если нечто серьезное? Ни в коем случае не делайте следующего в отношении ребенка, который вольно или невольно ругается матом:

  • Нельзя бить вообще. В частности, некоторые родители бьют детей за брань по губам или моют с мылом рот, как бы отчищая от всякой «грязи». Дети ругаются матом — что делать? Держать себя в руках, в первую очередь. Подумайте об эмоциональном состоянии ребенка, его уязвимой самооценке, впечатлительности. Жесткие меры могут привести к .
  • Нельзя при ребенке эмоционально рассказывать кому-то о том, что он ругается матом и как вы намерены его отучать и объяснять, что так делать нельзя. Это акцентирование внимания, которое только усугубит положение. Особенно не стоит смеяться над матом – ребенок сделает многое, чтобы снова поднять вам настроение.
  • Нельзя ругаться самим и запрещать это делать ребенку. Таким образов вы делаете акцент на взрослости матерных слов. Чтобы скорее вырасти, дитя будет ругаться в удвоенном режиме.
  • Нельзя стыдить ребенка за мат, особенно прилюдно. Это всегда тяжело воспринимается и может нанести тяжелую психологическую травму.
  • Нельзя ругать ребенка за первое же услышанное матерное слово. Быть может, вам показалось или это случайная оговорка. Очень может быть, что малыш сказал и забыл. Мат и грубая речь в принципе – это нечто похожее на вредную привычку. И одно неверное слово не делает ребенка ярым матюкателем. Делать из мухи слова в данном случае и отучать материться – это понятия из разных «весовых» категорий.
  • Нельзя просто запретить ребенку ругаться матом. Важно объяснить, почему ругаться матом – некрасиво, плохо. Объяснить стоит и то, что означают сказанные им слова. Конечно, не стоит это делать очень доходчиво – подберите правильные слова, которые охарактеризуют и не станут «вишенкой» на матерном торте. Например, так: «Когда ты говоришь это слово человеку, ты его очень обижаешь, называешь плохим. Мы тебя любим и хотим слышать от тебя только хорошие слова».

Подойти к вопросу воспитания, чтобы отучить ребенка ругаться матом, нужно рационально. В первую очередь, вы сами должны стать примером, на который захочется ровняться. Веский аргумент: «Ты когда-нибудь слышал от меня такие слова? А знаешь, почему не слышал? Говорить их – ниже моего достоинства. Мат не украшает речь, а портит ее. Друзья и одноклассники к тебе станут относиться плохо, если ты не прекратишь ругаться матом. Я хочу тебе помочь и подсказать, как важно научиться говорить красиво».

Дети ругаются матом — что делать НУЖНО?

Меры, которые вы можете принять, если ребенок стал ругаться матом, отличаются в зависимости от возраста, конкретной ситуации. Но все же можно свести их к одному примерному шаблону:

  • Изоляция от источников «неблагозвучия». Делать так, чтобы чадо совсем не выходило на улицу, конечно, не нужно. Но вы в силах не брать ребенка с собой в общественные места, где вероятность услышать мат очень велика: спортивные бары, пивные, гаражные кооперативы, СТО и прочие.
  • Первое матерное слово оставьте незамеченным. Оно не означает, что ребенок ругается матом – паника тут ни к чему, особенно, если малышу всего 2-3 года. Не реагируйте остро на брошенную фразу при посторонних. Сделайте озадаченную гримасу или изобразите на лице недоумение, но не ругайте, как бы вам стыдно при этом не было.
  • Часто дети просят сами, чтобы им объяснили значение того или иного слова. Это говорит о том, что они вам доверяют. Сделайте все возможное, чтобы донести до малыша негативную суть мата: плохое, обидное, некрасивое, грубое, недостойное. Второй вариант – сами попросите, чтобы он объяснил значение , которое вкладывает в слово. А уже на основе разъяснения сделайте выводы и постараетесь отучить ребенка ругаться матом, перевернув его представление о сказанном.
  • В случае, если мат – это способ выплеснуть негативные эмоции, предложите ребенку другой способ это делать. Например, нарисовать источник раздражения и скомкать лист. Или тоже говорить что-то, но не обидное, лишь характеризующее эмоции: «я очень злой», «как же меня это злит», «мне очень обидно».
  • Ребенок говорит, что остальные тоже ругаются матом, и считает это аргументом. Скажите, что красивая речь сделает его выше остальных, достойнее. С ним приятнее будет говорить. Если близкие среди друзей дети ругаются матом — что делать с этим, должны думать их родители, но вы в силах подсказать им существующую проблему.
  • Если мат – «фишка» авторитетного человека для вашего малыша, попробуйте ему невзначай предложить нового кумира , который ведет себя кардинально иначе. Так он сам отучится ругаться.
  • Сравните привычку ругаться матом с чем-то мерзким – например, с ковырянием в носу или почесыванием попы. В форме сказки для малыша можно придумать историю, где мальчик или девочка ругались матом, говорили плохие слова, и от этого у них плохо пахло изо рта, с ними никто не хотел дружить и общаться. Или можно придумать игру, в которой каждое нецензурное слово будет неким антибонусом. Например, 10 минут, которые вы вычтете из времени на прогулку. А день без подобных слов как-то поощрается.
  • Пустите в ход корректирующие игры . Дети любят магию и очень часто верят в какую-то магическую силу. Предложите написать на листке бумаги все плохие слова, которые ребенок знает, а потом сожгите его или разорвите на мелкие кусочки со словами «Теперь их больше нет». Еще один вариант – зайти в лес и дать возможность ребенку прокричать все известные ему плохие слова в чащу, тем самым отпустив их навсегда. Играть можно и иначе. Пусть дети придумают для себя какой-то тайный язык. Например, к каждому слогу в слове добавляется слог с той же согласной, но фиксированной гласной: «Солобалакала» — «Собака». Или слова-перевертыши: «Акчур» — «Ручка». Или «ферверский» язык, который использовал Калле-сыщик, герой Астрид Линдгрен. Он прибавлял перед каждым слогом в слове «фер»: «фер-Колфер-Бафер-Са» — «колбаса», «фер-Лофер-Шадь» — «Лошадь».
  • Кардинальный метод отучить ребенка ругаться матом – отвести его к психологу или нейропсихологу.

Дети ругаются матом — что делать? Будьте внимательны к своему ребенку с маленького возраста. Ведь мат чаще всего становится одним из действенных способов привлечь ваше внимание. Делайте свою речь вместе с ребенком и ради него красивее. Лучший метод – собственный положительный пример во всем. Малыш должен видеть, что с вами приятно общаться другим людям, потому что ваши слова всегда чисты, вы говорите с улыбкой и открыто. Взаимопонимания вам!

Во время воспитания детей, многие семьи сталкиваются с различными проблемами. К примеру, родители усердно борются с вредными привычками, пытаются ребенка приучить к самостоятельности, рассказывают, что злость это плохо.

Только вот бывает и такое, что ребенок начинает ругаться матом. Сейчас, наверное, у кого уже выросли дети и те родители, которые прошли этот этап, вспоминают, как все происходило.

Только вот молодым мама и папам, чьи дети в данный момент ругаются матом, все же стоит сделать определенные выводы и проанализировать ситуацию.

Как вести себя, если ребенок ругается матом

Что делать если ребенок начал ругаться матом? Ну, скорее всего, для начала надо разобраться во многих нюансах, причинах и в самом ребенке. Можно сразу схватить ремень и отшлепать малыша, только вот поможет ли этот способ раз и навсегда.

Для начала стоит отметить возраст ребенка, потому как он составляет существенную разницу. Дело одно, когда ребенок матерится в 2 года, а другое когда в 10 лет. Хотя оба случая неприятны и меры все же принимать надо.

А теперь давайте наглядного примера разберем эти два возраста.

Как вести себя, если ребенок ругается матом в 2 года

В два года ребенок только начинает разговаривать, хотя у некоторых уже и болтают дети вовсю. Только я сейчас имею ввиду не количество слов, которые они знают, а общее мышление. Потому как если ребенок начинает ругаться матом в 2 года, то в большинстве случаев надо просто не обращать на это внимание. Ребенок увидит, что нет никакой реакции и запросто сможет сам избавиться от этой плохой привычки.

Тут берется во внимание не маты взрослого мужика со стройки, а все несколько «распространенных» слов.

Нив коем случае не надо просить ребенка повторить это слово, только лишь из за того что оно звучит весело или вам смешно. Сейчас вы посмеетесь, а вот дальше будет не до смеха.

Это все в общих чертах. Со временем я вернусь к этой теме, и опишу подробно каждый возраст, и как маты влияют на психику и мышление.

Как вести себя, если ребенок ругается матом в 10 лет

Между 2 годами и 10 большая разница, целых 8 лет, но не зря я отметила два этих возраста. Смотрите, в два года ребенок мал и впитывает как губка воспитание и поведение родителей, а в 10 лет, ребенок уже школьник и совсем не первоклассник.

В 3 и 4 классе дети уже «взрослые», у них появляются взрослые привычки. Контроль над ними не такой строгий и жесткий, как в детском саду или дома. И тут все начинается.

Если ребенок ругается матом в 10 лет, то, разумеется, одной беседой тут не обойдется. Вам придется практически ежедневно разговаривать на эту тему, а возможно даже и наказать. Наказание следует начинать с ограничения чего – либо, к примеру, ограничить просмотр телевизора или компьютерных игр. Или наоборот, дать почитать книгу и выставить сроки ее пересказа.

Почему дети матерятся в школе

Родителям в этой ситуации проще, а вот как вести себя, если ребенок ругается матом в школе или даже на уроке? Это полный кошмар.

Все воспитание детей идет из семьи, и если ребенок начал материться в 2 года, а родители просто смеялись и веселились, не принимая никаких мер, надеясь на то, что перерастет, то в 10 лет уже не до смеха должно быть.

Родители в воспитании детей, конечно, имеют больше рычагов воздействия, чем учителя в школе. На родителей ложится ответственность за культуру словесной речи детей.

  1. Первой причиной и самой распространенной, почему дети матерятся в школе, является – чувство взросления. Малыш, уйдя из домашних стен, просто на просто хочет казаться перед сверстниками взрослым, вот и употребляет матерные слова.
  2. Вторая причина почему дети матерятся в школе – негатив. Агрессивные и невольные чем – либо дети, прейдя в школу, начинают изливать свои мысли именно в метерном жанре.

Это две самые распространенные причины, почему дети ругаются матом в школе, по мнению школьных психологов.

Ребенок матерится в школе что делать

Что делать если ребенок матерится в школе, только вот кому делать, учителю или родителю. Если брать во внимание учителя, то у него нет таких полномочий, как у мамы с папой и ему сложнее в этой ситуации. Надо отметить, что школу посещают и неблагополучные семьи, а там и до родителей сложно что – то донести.

И все же задача педагога сделать запись в дневнике и провести беседу с мамой или папой, а вот родителям горе – малыша это игнорировать не стоит.

Я сама являюсь председателем родительского комитета и живу в 20 метрах от школы, мне, как и классному руководителю известно, поведение каждого ребенка в классе. Только вот любящие мамы не хотят и отказываются верить, что их ребенок матерится в школе и на уроке. И не всегда это неблагополучные семьи. Чаще всего звучит фраза – Я доверяю своему ребенку и он говорит, что такого не было».

Это хорошо, когда между детьми и родителями такие доверительные отношения, но только вот момент этот упускать нельзя и стоит прислушаться к педагогу и дома провести беседу.

Ребенок ругается матом на уроке

Что делать если ребенок матерится в школе, а если он вдобавок еще и на самом уроке сквернословит, это уже не есть хорошо.

Обычно, ругаться матом на уроке начинают дети в более старших классах, но и в начальных такая беда есть. Всем хочется казаться взрослым, но только со стороны это выглядит совсем не так.

Учитель обязан сделать запись в дневнике и вправе вызвать по телефонному звонку одного из родителей в школу. Если родители в течение трех раз не явились на беседу в школу, то это повод сходить к ним домой в гости социальному педагогу.

Уважаемые родители, старайтесь быть с вашим ребенком всегда уравновешенной и спокойной, и никогда грубостью не отвечать на грубость. Только доброжелательность и любовь помогут вам добиться результатов, но не крики и скандалы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...